oleg_borisovich (oleg_borisovich) wrote,
oleg_borisovich
oleg_borisovich

Categories:

Конфликт Македонии салбанцамиИстория конфликта

Македония была провозглашена суверенным
демократическим государством Конституцией
17 ноября 1991 г. Она единственная из
югославских республик совершила
бескровный выход из Союзной Федеративной
Республики Югославии и некоторое время
считалась "оазисом мира" на ее бывшей
территории. Но уже тогда там давал о себе
знать так называемый "албанский фактор". В
начале 90-х годов в Македонии прошли
массовые албанские демонстрации. В местах
компактного проживания албанцев открыто
игнорировались государственная символика
республики, ее институты. Следует отметить,
что распад Югославии как единого государства
не положил конец межэтническим
противоречиям, а только еще больше
усугубил их. Причин распада югославского
государства можно назвать слишком много, но
одной из главный было нарушение
равновесия между центром и республиками,
которое произошло после падения партийно-
административной системы. То есть с СФРЮ
произошло то, что произошло и СССР. В
сложившихся в ту пору условиях
центробежных тенденций дезинтеграция была
неминуема.
На момент распада Югославии в 1991 году в
Македонии албанцы составляли 21 %
населения, или 427 000 человек. После того,
как в 1996 — 1999 годах на юге соседней
Сербии действия албанской УЧК
(Освободительной Армии Косова) увенчались
успехом, и в край были введены
международные миротворческие силы, в
албанской Македонии по образцу УЧК начали
создаваться албанские вооружённые
формирования под руководством Али Ахмети.
Во время Косовского кризиса 1998-1999 гг.
Скопье однозначно примкнул к антисербской
военной коалиции и на территории
Македонии началось развертывание
группировки войск НАТО. После прекращения
боевых действий, заключения перемирия и
ввода в Косово многонациональных сил КФОР
(KFOR - Kosovo Force), для Македонии настало
время пережить подобное. Среди множества
благородных целей, провозглашенных
мировым сообществом, было и разоружение
албанских боевиков. На деле же
Освободительная Армия Косово не была
разоружена и реформирована, она была
трансформирована в Корпус охраны Косово
как организация по чрезвычайным ситуациям,
которой позволили сохранить структуру ОАК и
иметь стрелковое оружие. Албанские боевики,
вдохновленные агрессией НАТО продолжили
создание Великого Косово, а в конечном итоге
и Великой Албании. Затем настала очередь,
как заявили лидеры ОАК идти вперед и
открывать новые фронты. На месте бывшей
ОАК возникли сразу две новые организации:
Армия Освобождения Прешево, Медведжа и
Буяновац (районы заселенные албанцами в
южной Сербии) и Национальная
Освободительная Армия (НОА) в Македонии.
НОА которую возглавил Али Ахмети
провозгласила своей целью борьбу за свободу
албанцев в Македонии. Структурно армия
состояла из шести бригад прекрасно
вооруженных и подготовленных боевиков,
имевших, ко всему прочему боевой опыт.
Объединение этих организаций получило
название Национальная Освободительная
Армия. Также с 1992 г. по 1998 г. на
территории Македонии были размещены
миротворческие силы ООН для
предотвращения распространения насилия из
других республик распавшейся Югославии.
Особое внимание уделялось обеспечению
стабильности северных районов, граничащих
с Косово. Согласно Резолюции № 795 (декабрь
1992 г.) СБ ООН, было принято решение
перевести из Хорватии в Македонию 700
голубых касок . 16 июня 1998 г. в результате
ухудшения обстановки в Косово Генеральный
Секретарь ООН Кофи Аннан заявил о
необходимости увеличить число голубых касок
в Македонии и одновременно призвал к
продлению здесь мандата миротворческих сил
ООН. Однако из-за признания Македонией в
начале 1999 г. Тайваня, СБ не смог продлить
мандат миротворческих сил ООН в результате
вето, наложенного китайской стороной.
Создался вакуум, который в условиях
разжигания косовского кризиса, грозил
подорвать внутреннюю безопасность
Македонии. По словам главы миротворческой
миссии ООН в Македонии (1995–1999 гг.)
Генри Сокалского, силы ООН покинули страну
в то время, когда македонское государство
больше всего нуждалось в их присутствии.
Однако Македония не осталась “один на один”
с расширяющейся угрозой сепаратизма и
экстремизма – место сил ООН заняли войска
НАТО. Отношения между Македонией и НАТО
начинают развиваться с 1996 г., когда было
подписано Соглашение о статусе вооруженных
сил НАТО в Македонии (СОФА – Status of
Forces Agreement) и страна стала 27
участником программы НАТО “Партнерство
ради мира”. Соглашение с НАТО македонский
парламент принял без всяких
предварительных обсуждений, причем
голосующих против ратификации Соглашения
не было.
В октябре 1998 г. по итогам выборов в
парламент было сформировано коалиционное
правительство из представителей победившей
партии Внутренней македонской
революционной организации -
Демократической партии македонского
национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) и
Демократической партии албанцев. Ситуация
обострилась в связи с агрессией НАТО против
Югославии весной 1999 года, когда в
Македонию хлынул поток албанских беженцев
(от 240 тыс. до 370 тыс. человек, по разным
оценкам), а вместе с ними боевики и потоки
оружия. Македонское население начало
опасаться, что албанское меньшинство
превратится в Македонии в большинство. В
македонских районах возникли антиалбанские
настроения, а преимущественно албанские
части Македонии оказались под контролем
албанских боевиков. Возникла угроза
гражданской войны и раскола. Албанцы
требовали расширения своих прав, а
македонцы – усиления гарантий
территориальной целостности страны
Между тем, уже в первом правительстве
независимой Македонии в 1991 году албанцы
были представлены 4 министрами, по
утверждению их лидеров, албанцы составляют
в Македонии не менее одной трети от общего
числа жителей. Рождаемость албанцев там
постоянно растет. В 1981 году она составляла
19%, а в 1994 году уже 23% и это примерно в
6 раз выше, чем у македонцев.
Размещенные в Косово Международные силы
безопасности (КФОР), которые по идее должны
были бы воспрепятствовать переходу
бандформирований в Македонию, не сделали
этого, что должно было заставить задуматься -
есть ли это провал официально заявленной
миссии КФОР, или проявление определенной
стратегии зарубежных стран.
В начале 2001 года на северо-западе страны
участились случаи нападений на полицию и
военных. Поначалу македонские силы
безопасности ничего не предпринимали
против албанских формирований. Однако
местные македонцы потребовали защитить
их, или они были готовы сами закупать
оружие и давать отпор албанцам.
Столкновения македонцев и албанцев стали
постоянными, и обстановка в албанских
анклавах стала накаляться. Тогда македонская
полиция и армия усилили контроль мечетей и
гражданских объектов в городах северо-
западной части Македонии. Именно в этот
момент о себе впервые громко заявила НОА. В
феврале-марте 2001 года редкие перестрелки
и нападения на пограничные посты быстро
переросли в широкомасштабное наступление
албанских формирований в северо-западных
районах республики примыкающих к границе
с Косово в районе города Тетово. В своем
успехи они не сомневались, поскольку у
Македонии фактически отсутствовала авиация,
а армия испытывала недостаток тяжелого
оружия и боевой техники. Руководство НАТО
осудило действия экстремистов, но отказало в
помощи властям Македонии хотя на момент
начала боевых действий в республике
находилось около 12 тысяч военнослужащих
различных стран ожидавших отправки в
Косово. Это было воспринято как пощечина
официальному Скопье, предоставившему
территорию страны для операции НАТО в
Косово. Албанцы поняли жест альянса. Они
отвергли условия ультиматума
предъявленного им македонским
руководством в течение 24 часов покинуть
территорию республики или сложить оружие.
Лидеры НОА заявили, что не собираются
подчиняться ультиматумам и более того,
намерены взять столицу республики - Скопье.
Очень скоро, под Тетово начались серьезные
бои с применением артиллерии и танков
(македонская армия перебросила в этот район
порядка 20-30 Т-55). Вечером 12 марта отряд
специального назначения македонской армии
выбил боевиков из села Танушевцы на
границе с Косово, однако опыт первых боев
показал, что армии не хватает тяжелого
вооружения, прежде всего боевых самолетов
и вертолетов. Атаки на позиции албанцев без
поддержки с воздуха были малоэффективны и
вели к потерям. В итоге в конфликте погибли
63 македонских военных, 64 албанских
ополченца; потери среди гражданского
населения составили 70 человек (60 албанцев,
10 македонцев). Также за время обострения
конфликта погибли 2 наблюдателя ЕС и 1
британский солдат.
Президенту Македонии Борису Трайковскому
было предложено пойти на политические
уступки албанским сепаратистам в обмен на
соглашение о прекращении огня и их
последующим разоружением под контролем
НАТО. Население страны восприняло это
однозначно негативно.
25 июля в Скопье произошли крупные
беспорядки. Толпа, выкрикивающая
антизападные и антиалбанские лозунги,
забросала камнями посольства США,
Германии, Великобритании и
представительство ОБСЕ, обвиняя их в
поддержке сепаратистов. Однако это не
повлияло на сближение позиций руководства
Македонии и НАТО.
26 июля 2001 г. Солана и Робертсон в
сопровождении председателя ОБСЕ, министра
иностранных дел Румынии Мирчи Джоанэ
прибыли в Скопье с сообщением о том, что
“НАТО, ЕС и ОБСЕ готовы оказать содействие в
контроле за соблюдением возможного
соглашения о мире”. По сути, македонской
стороне было сделано предложение, от
которого невозможно отказаться: в начале
июля 2001 г. македонское правительство
согласилось не только на переговоры с
лидерами албанцев, но и на выполнение
вызывавшие особые споры требований
албанской стороны. Запад вынес на
переговоры проект конституции,
подготовленный бывшим руководителем
Комиссии ЕС Робертом Бадинтером.
8 августа боевики, нарушив перемирие,
напали на армейскую колонну, убив 10
македонских солдат. Это вызвало волну
возмущения среди славянского населения
Македонии. В ночь с 8 на 9 августа прошли
акции протеста в Скопье и в городе Прилеп. В
Скопье были разгромлены лавки,
принадлежащие албанцам. В Прилепе
сожжена мечеть.
9 августа власти отдали приказ об операции
по уничтожению группировки боевиков.
Представитель ЕС в Македонии Ф.Леотар в
интервью французскому радио выразил
опасение, что мирные переговоры, которые,
по его словам, были близки к успешному
завершению, могут сорваться.
12 августа трое македонских полицейских
были убиты и двое ранены в результате
нападения албанских боевиков на
подразделение полиции в селении Требош на
севере Македонии. Совбез Македонии
призвал принять чрезвычайные меры для
обеспечения безопасности в стране.
В Охриде 13 августа 2001 г. македонским
правительством и представителями албанских
партий (УЧК не участвовала в этой процедуре,
хотя и заявила о своей готовности поддержать
документ) было подписано Рамочное
Соглашение (РС).Положения этого документа
кардинальным образом изменили
политическое пространство страны.
Вот некоторые из них:
официальное применение албанского языка в
парламенте (с синхронным переводом) и в
областях, в которых албанцы составляют не
менее 20% населения;
опубликование законов и выпуск всех
официальных документов, включая паспорта,
на македонском и албанском языках;
запрет дискриминации и предоставление
албанцам равных возможностей для
устройства на государственную службу;
увеличение числа полицейских албанской
национальности на 500 чел. к июлю 2001 г. и
еще на 500 чел. к июлю 2003 г. в областях с
албанским населением (в свою очередь
албанцы согласились оставить контроль над
полицией в компетенции центрального
правительства);
избрание (!) местных руководителей полиции
советом общины из числа лиц, список
которых представляется министерством
внутренних дел;
внесение поправки в преамбулу Конституции,
из которой изымается упоминание этнических
и национальных групп, а вместо этого
вводится понятие “гражданин Македонии”;
введение принципа так называемого
“двойного большинства” (в македонских СМИ
его окрестили “механизмом Бадинтера”),
который не позволяет навязать национальным
меньшинствам невыгодные для них решения
большинством голосов в парламенте;
внесение поправки в ст. 48 Конституции,
изъятие из ее текста понятия
“национальность” и его замена на понятие
“община”;
создание нового института – комитета
межобщинных отношений, который должен
заменить совет по межэтническим
отношениям;
расширение прав албанцев, касающихся
получения высшего образования на родном
языке;
использование албанских национальных
символов.
15 августа 2001 г. Питер Файт (НАТО) подписал
соглашение с лидером УЧК Ахмети, по
которому бойцы УЧК должны были сдать
войскам НАТО оружие, боеприпасы и форму.
После одобрения странами-членами НАТО
плана по отправке в Македонию 3000 солдат
для разоружения албанских террористов, 27
августа 2001 г. силы альянса начали операцию
по изъятию оружия у албанских террористов,
действовавших на территории Македонии.
Вопреки официальным заявлениям
представителей НАТО, которые утверждали,
что операция завершилась успешно, вопрос о
том, удалось ли полностью разоружить
албанских боевиков, и сегодня остается
открытым.
31 августа в столице Македонии сотни
македонцев продолжали блокировать здание
парламента, который из-за этого не мог
приступить к обсуждению конституционных
поправок, расширяющих права албанского
населения. Х.Солана объявил, что ЕС
направит в Македонию еще 10 своих
наблюдателей - в дополнение к 19, которые
уже находятся в стране.
В соответствии с соглашением об
урегулировании этнического конфликта,
утвержденным парламентом Македонии, 5
декабря 2001 г. президент амнистировал 11
македонских албанцев - членов АНО. Министр
юстиции Иджет Мемети предложил
амнистировать 88 участников АНО,
отбывающих заключение по обвинению в
причастности к террористической
деятельности.
По мнению итальянского аналитика У.Паскали,
существует большая вероятность, что
Македония и в будущем будет сталкиваться с
террористическими атаками со стороны
албанских военизированных формирований,
так как “албанские вооруженные банды не
только не сдали оружие, но и продолжают
вооружаться”.
В конце января 2002 г. парламент утвердил
закон о самоуправлении, расширяющий права
местной власти. Однако на практике новый
закон означает, что в течение нескольких лет,
пока он будет реализовываться,
административные посты должны оставить
около 20 тыс. чиновников, а их места занять
албанцы. Заметим, что в 2001 г. безработица
в Македонии превышала 40%
В феврале 2002 г. Министерство обороны
страны обвинило албанских повстанцев в
подготовке нового мятежа весной
наступившего года. А.Ахмети, лидер
официально распущенной АНО,
легализовавшейся в виде Демократической
Унии (или Союза) за Интеграцию (ДУИ) отверг
выдвинутые обвинения. В городах Скопье и
Охрид были арестованы несколько местных
жителей-албанцев, подозреваемых в
контрабанде наркотиков и оружия для
финансирования подпольной деятельности
мятежников. Как отмечали наблюдатели,
"македонские власти едва ли решатся на арест
Ахмети, не получив зеленый свет от НАТО и
ЕС, выступающих главными поборниками
албанских прав и жестко контролирующих
мирный процесс"
26 апреля 2002 г. в столице Македонии -
Скопье несколько тысяч человек участвовали
в демонстрации протеста против деятельности
Гаагского международного трибунала по
военным преступлениям. Демонстранты
требовали от властей страны гарантий того,
что ни один гражданин Македонии не будет
выдан ему.
26 мая 2002 г. на севере Македонии военный
патруль подвергся обстрелу из гранатометов и
легкого стрелкового оружия. Инцидент
произошел в деревне Танушевцы, вблизи
границы с Косово. В те же дни Совет
Безопасности ООН подверг критике попытки
парламента края Косово оспорить соглашение
о границе между Македонией и Югославией.
Август 2002 г. прошел в Македонии в
напряженной политической обстановке. Так,
были убиты несколько полицейских и
боевиков, совершено нападение на офис ДУИ
в Скопье. Наконец, заявила о себе
новоявленная Албанская национальная армия
- террористы захватили не менее пяти
заложников на западе страны, которые после
непростых переговоров были освобождены.
На парламентских выборах правящая партия
ВМРО-ДПМНЕ Л.Георгиевского потерпела
поражение. Большинство получила коалиция
"Вместе за Македонию", возглавляемая
Социал-демократическим союзом Македонии
Б.Цервенковского. СМИ сообщали о
"позорном поражении" ДПА А.Джафери.
Албанцы поддержали партию А.Ахмети ДУИ.
Своеобразный состав приобрело
сформированное в октябре 2002 г. новое
правительство. Например, заместитель
министра внутренних дел Ф.Дехари, по
данным независимой македонской газеты
"Дневник", до вооруженного конфликта 2001 г.
дважды посещал Приштину. Там прошел
полный курс боевой подготовки под "крышей"
"Корпуса по защите Косово". Вернувшись,
Дехари создал собственный отряд. С началом
конфликта он был поставлен во главе охраны
А.Ахмети. Все 5 албанских министров нового
правительства, в том числе и вице-премьер,
курирующий вопросы внутренней политики,
представляли ДУИ. Вице-премьер М.Джафери
ранее был координатором комитетов
поддержки ОНА, действовавших в Западной
Европе. Министр здравоохранения Р.Селмани,
закончивший медицинский факультет
Приштинского университета в 1988 г., бывший
врач из приграничного села, работавший в
2000 г. в Скопье, в ходе войны был полевым
хирургом ОНА. Начальник штаба ОНА
Г.Острени, как и А.Ахмети - депутат
парламента. Напряженность в политической
жизни страны не исчезла.
1 ноября 2003 г. после многочасового
обсуждения рано утром депутаты
македонского парламента утвердили новое
правительство. По сообщению македонского
телевидения, за новый кабинет проголосовали
72 депутата и 28 "против". Кроме премьера
Б.Црвенковского (СДСМ), в новом
правительстве 18 министров в т.ч. пять
представителей албанского населения. Сразу
же после утверждения нового кабинета,
депутаты от ВМРО-ДПМНЕ и Либеральной
партии, заявили, что в знак протеста против
включения депутатов от ДУИ в правительство,
не будут присутствовать на парламентских
заседаниях до конца года и покинули
заседание.
В ноябре 2003 г. в Македонии была проведена
новая акция по добровольной сдаче оружия.
Среди сданного за первые 10 дней ноября
оружия - 314 винтовок, 7.668 патронов
различного калибра, 157 снарядов, 15 мин, 10
гранат, 71 кг взрывчатки .
12 ноября 2003 г. Министр обороны
В.Бучковски заявил, что "Македония готова к
вступлению в НАТО", куда, по его словам,
страна рассчитывает быть принятой в 2006 г.
В тот же день на встрече президента,
премьера и министра иностранных дел было
принято решение подать заявку в ЕС с
просьбой о принятии Македонии в члены этой
организации. Однако эта инициатива была
отвергнута самим ЕС а точнее Францией.
Заключение.
На сегодняшний день Македония является
кандидатом на вступление в ЕС, хотя в виду
недавних событий в Косово возможность
решить назревший конфликт мирно весьма
мала. Совсем недавно непризнанная
православным миром Македонская
Православная Церковь и Исламское
объединение Македонии разошлись в оценках
произошедших 13 февраля 2011 года в Скопье
столкновений защитников и противников
строящегося храма-музея в Кале, сообщает
македонское издание «Дневник» Македонская
Церковь в специальном обращении призвала
всех к миру и диалогу, а представитель
Исламского объединения заявил о терроре
против мусульман в Македонии. Синод
Македонской Церкви 17 февраля
прокомментировал предпринятую 11 февраля
албанскими националистами попытку
разрушения строящегося на фундаменте
средневековой православной церкви XIV в. в
скопском Кале храма-музея,
спровоцировавшую 13 февраля столкновения
противников и защитников этого
строительства, в ходе которых пострадали 8
человек. Синод осудил все виды насилия и
попытки разжигания религиозной и
национальной нетерпимости и призвал всех
граждан Республики Македонии, независимо
от их национальной и религиозной
принадлежности, воздержаться от
агрессивный акций относительно
строительства объектов в Кале.
По поводу этих же событий представитель
Исламского объединения Македонии Дритон
Дикена заявил, что сейчас в республике
Македония имеет место террор и
дискриминация в отношении мусульманского
населения, а Православие преподносится как
государственная религия. От имени самой
большой религиозной общины в стране
Дикена призвал правительство Македонии
«оставить националистическую риторику,
которая вызывает межрелигиозный и
межнациональные конфликты».
«Насилие в скопском Кале нельзя иначе
оправдать, поскольку продолжается
дискриминация ислама в независимой
Македонии. Ожидаем, что правительство
откажется от тендеров на восстановление
храма в Кале и Офицерского дома в Скопье,
который стоит на основании мечети Бурмали-
джами», — заявил представитель Исламского
объединения. Он потребовал восстановить
Хаки-паша-джами и ряд других мусульманских
объектов, основания которых были открыты в
Скопье во время археологических раскопок.
Также Дикена заявил, что мусульмане
Македонии имеют много причин для
протестов, в то время как «Македонская
Православная Церковь молчала, так как ради
ее интересов работали власти»
Как видно из этого история продолжается.
Макаренко Ольга
Сосновский Влад
Шушунова Екатерина
Tags: Албания, Евросоюз, Киев, США, Украина, боевики
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments